Государственная программа «Развитие образования»
в Новосибирской области
Архив 2020 года
2.12
ФГОС
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
Новости
Школьная библиотека: равноправный участник образовательного процесса
10.12.2020

9 декабря прошел всероссийский семинар, посвященный итогам реализации в 2020 году мероприятий государственных программ субъектов РФ по обновлению технологий и содержания обучения и концепциями преподавания учебных предметов. С докладом на семинаре выступили методисты Областного центра информационных технологий.

Участниками мероприятия стали представители государственного заказчика, органов исполнительной власти субъектов РФ, специалисты органов местного самоуправления и образовательных организаций дополнительного профессионального образования, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций.

Рассказ об образовательном опыте школьных библиотек Новосибирской области подготовили Валентина Викторовна Хрущева, начальник отдела образовательных ресурсов, проектов и программ ОблЦИТ, и Валентина Ильинична Вержанская, старший методист отдела.

Выступавшая на семинаре В.В. Хрущева обозначила содержание деятельности педагогов-библиотекарей в созданных в регионе школьно-информационных библиотечных центрах. Главное в нем – воспитание «человека читающего», развитие активной читательской среды школьников.

Названные в теме выступления принципы формирования образовательного опыта библиотек можно представить следующим образом:

- школьный библиотечный книжный фонд необходимо оценивать как важнейший информационный ресурс;
- формирование особой образовательной среды школьной библиотеки, дающей доступ к большему количеству источников информации, главным среди которых должна оставаться книга;
- создание в библиотеке атмосферы, способствующей развитию интереса к чтению и обучению;
- изучение интересов читателей и осуществление руководства их чтением;
- координация внутренних и внешних ресурсов библиотеки в пропаганде книги и приобщении детей к чтению;
- использование наиболее действенных форм и методов работы для привлечения к чтению;
- паритет бумажной и электронной книги, где выбор остается за читателем;
- комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов.

Как можно получить образовательный опыт?
Школьная библиотека остается «классической библиотекой», в которой ребенок учится любить и понимать книгу, наслаждаться чтением.
Библиотекарь же, сохраняя традиции, находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми. Это могут быть создание информационных бюллетеней для популяризации лучших образцов классической и современной литературы, проведение читательских практикумов, участие с ребятами в различных конкурсах, развитие традиций семейного чтения, организация интеллектуальных игр, викторин, встреч с писателями и др. 

2020 год внес существенные коррективы: расширился «портфель» дистанционных форматов.
Например, школы, которые организовали у себя виртуальные читальные залы, используя Витрину виртуального читального зала и платформу ЛитРес:Школа, смогли предоставлять контент (литературу) для обеспечения образовательного процесса без физического посещения библиотеки.
Кроме этого, библиотекари организовали различные онлайн-мероприятия и события на базе своих ШИБЦ – виртуальные книжные выставки, флешмобы, конкурсы и многое другое. Такие форматы мотивируют и делает библиотеку востребованной современными детьми.

Отдельная часть выступления была посвящена совсем новому виду деятельности библиотек – образовательному событию.

Валентина Викторовна Хрущева констатировала, что основным форматом учебной деятельности остается по-прежнему нечто заранее продуманное, распределенное и поданное в готовом виде. Это мероприятия. Так и в самом деле удобней – есть четкий план, по которому не предполагается неожиданностей, вся деятельность заранее оговорена и по прямой линии стремится от заранее спланированных целей к заранее спланированным результатам. Такие навязанные цели освобождают детей от ответственности за их достижение.

Сущность же образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия, в которых ребенок создает определенный продукт, а затем это действие усиливается с помощью рефлексии.

И вот в 2020 году в рамках проекта прошел региональный конкурс сценариев «Предметная неделя как образовательное событие в школьном информационно-библиотечном центре».
На конкурс была представлена 51 работа. Члены жюри отобрали 10 лучших практик, которые были описаны и размещены в Банке лучших образовательных практик на портале Новосибирской открытой образовательной сети.

Резюме доклада выглядит как призыв: чтобы библиотека в школе полностью соответствовала требованиям федерального государственного стандарта общего образования, необходима трансформация ее в современный информационно-библиотечный центр. Центр, который оснащен по последнему слову техники, укомплектован квалифицированными кадрами и должен (и может) принимать участие в образовательном процессе как равноправный партнер школы.

Семинар прошел в рамках реализации мероприятия 2.12 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений».

Вера Владимирова
Иллюстрация из архива НООС