Государственная программа «Развитие образования»
в Новосибирской области
Архив 2019 года
2.11
УНОР
Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов.
Новости
Школы «роста»: путь к успеху
04.10.2019

В последние три года в регионе поэтапно реализуется план мероприятий «Поддержка школ Новосибирской области, показывающих устойчиво низкие результаты и находящихся в сложных социальных условиях». Отработан механизм выявления школ «роста» и школ «группы риска», им оказывается адресная поддержка, разработаны региональная и муниципальные дорожные карты по поддержке этих групп школ.

Созданный Совет по реализации региональной дорожной карты организует работу подведомственных министерству образования организаций – операторов проекта (НИМРО, ОблЦИТ, ОЦДК, НИПКиПРО) и муниципальных органов управления образованием по сопровождению таких образовательных организаций.

Как школы «роста» выходят из трудного положения, какую работу проводят по повышению качества образования? Ответ на этот вопрос мы нашли, побывав в одном из таких образовательных заведений.

Кремлёвской школе, расположенной в Коченёвском районе Новосибирской области, 63 года: в 1956 году она открыла свои двери для детей первоцелинников.

Сегодня 19 учителей обучают 164 школьника. В начальных классах – по 16-21 ученику, в среднем звене за партами сидят16-19 детей, а в старших классах – по 10-13 учащихся. В школе 15 кабинетов, есть спортивный зал, столовая, актовый зал и библиотека, две мастерские для мальчиков и девочек.

Здесь работает инициативный и творческий коллектив. Пять педагогов имеют высшую категорию, 11 – первую категорию.

Стоит особо подчеркнуть, что молодые учителя, имея пока небольшой педагогический опыт, уже зарекомендовали себя как творческие и спортивные личности. Учитель начальных классов Кристина Александровна Дайнович в 2017 году заняла второе место на конкурсе «Педагогический дебют». В 2019 году преподаватель немецкого языка Людмила Владимировна Швайкина также стала призером на «Педагогическом дебюте». Самый молодой учитель (1994 года рождения), выпускник этой школы, Иван Андреевич Редькин преподает основы безопасности жизнедеятельности и принимает активное участие в спортивных соревнованиях, имеет золотой значок ГТО, диплом первой степени XXIII Зимних сельских спортивных игр Новосибирской области.


С самым опытным педагогом – стаж 39 лет! – мы познакомились в кабинете математики. Это выпускница Кремлёвской школы Надежда Леонидовна Бобкова.


Почему же школ попала в группу со стабильно низкими образовательными результатами? В чем причина неудач? Вот что рассказала нам директор Светлана Владимировна Бобровицкая: «В декабре 2015 года, узнав, что мы попали в разряд неэффективных школ, испытали шок, удивление и огорчение. Причина – социальная. Дело в том, что у нас много детей из малообеспеченных и многодетных семей и небольшое число родителей, имеющих высшее образование.

Однако это стало толчком для совершенствования работы и повышения качества образования. Мы вместе собрались, приняли управленческие решения и разработали программу развития. В результате уже по результатам следующих обследований наше образовательное заведение не попало в список школ со стабильно низкими результатами».

Как добились успеха за столь короткий срок?

Во-первых, руководитель школы прошла курсы по менеджменту в НГТУ, все педагоги, в том числе и заместитель директора по воспитательной работе, повысили квалификацию и уровень компетенций.


Во-вторых, учителя стали акцентировать внимание на подготовке детей к олимпиадам и конкурсам, научным конференциям. В результате в разы повысилась активность и педагогов, и учеников.

Кроме того, педагоги наладили тесный контакт с родителями, проводили с ними беседы и консультации. Если мамы и папы занимаются воспитанием детей, заинтересованы в получении ими глубоких знаний, то и отношение ребят к учебе меняется, считают специалисты. Связка «педагог – родитель – ученик» приносит хорошие плоды. Так, несколько учащихся добивались оценки в 93-97 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Светлана Владимировна подчеркнула, что «если раньше оценки по ВПР и итоговая отметка разнились (результат ВПР был ниже), то сейчас разница незначительная».


Коллектив уделяет большое внимание трудовому воспитанию учеников. В школе имеются трактор, плуг, культиватор, картофелекопалка. Все это позволяет обрабатывать землю на пришкольном участке и выращивать морковь, свеклу, картофель и капусту. Выращенный урожай используется в школьной столовой, что удешевляет обеды. Также учащиеся ухаживают за цветами на школьной территории, помогают выполнять косметический ремонт школы. Таким образом, ребята помимо получения разносторонних теоретических знаний приобретают первичные практические навыки, которые им пригодятся в обычной жизни. Занятия общественно-полезным трудом формируют у школьников новые виды мышления, уважительное отношение к результатам, трудолюбие и дисциплинированность, внимательность и добросовестность.

Важное значение для учащихся имеют занятия спортом. Кремлевская школа по праву гордится своими спортсменами.


Ученик 10-го класса Артем Ленгутин, участник всероссийского этапа «Президентские состязания», поделился с нами своими впечатлениями о соревнованиях.


Многие школы оказались в таком положении, но благодаря усилиям программы по всесторонней поддержке таких образовательных заведений и действиям самого педагогического коллектива они благополучно выбывают из списка неэффективных школ. 

В следующем репортаже мы расскажем об опыте Новомихайловской школы – еще одного образовательного учреждения Коченёвского района.

Алеся Воякина
Фотоиллюстрации автора