Государственная программа «Развитие образования»
в Новосибирской области
2.11
УНОР
Повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов.
Новости
Интерактивные формы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
08.03.2018

6 марта на базе Карасукской СОШ №5 состоялась работа стажировочной площадки инклюзивных школ на тему «Интерактивные формы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ». Количество участников данного мероприятия подчеркивает важность и актуальность стажировочной площадки – в работе семинара-практикума приняли участие 45 педагогов из Карасукского, Краснозерского и Баганского районов.

В 2011 году образовательная организация вступила в региональный проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». За время участия в проекте на базе школы в рамках работы стажировочных площадок ежегодно проводятся семинары-практикумы по актуальным темам инклюзивного образования.  

Открывая работу стажировочной площадки, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Масловец М. В. подчеркнула, что основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования.

Одним из способов решения этой задачи в СОШ №5 является использование интерактивных методов на уроках. Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение.

Интерактивные методы позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет педагогам СОШ №5 увеличить процент усвоения материала.

Присутствующие имели возможность увидеть изложенную информацию в практической деятельности педагогов: на уроках, классных часах и занятиях. Особой ценностью для всех стали открытые уроки, где педагоги смогли увидеть, как построить инклюзивный урок в соответствии с требованиями ФГОС, как включить ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Часть педагогов была приглашена во 2 класс на урок английского языка, где перед озорными мальчишками и девчонками, в том числе и обучающимися с ограниченными возможностями, стояла задача изучения нового материала. Работа на уроке была выстроена таким образом, что дети имели возможность самостоятельно добывать необходимые знания.

Вторая группа гостей отправилась к семиклассникам на урок русского языка. Несмотря на сложность темы «Правописание частиц не и ни», педагог нашла индивидуальный подход к каждому ребенку, в том числе и обучающимся с ОВЗ. В ходе урока педагог привлекала всех учеников к активной работе, ребята получали задания в соответствии со своими особенностями и возможностями.

Участники семинара отметили, что на уроке химии в 8 классе по теме «Реакции ионного обмена» увидели много разных методов и приемов работы с подростками с ОВЗ. Новые знания ребята добывали самостоятельно через экспериментальную деятельность, работая в группах.

Следующим этапом практического семинара стали классные часы: «По страницам мультфильмов» в 5 классе, «Жить интересно» в 6 классе, «Подбирайте слова…» в 11 классе. Здесь участники увидели, как дети высказывают свою точку зрения и обосновывают её, умеют слушать других людей, относиться к ним с уважением, договариваться с одноклассниками, сотрудничать в группе.

Групповое занятие «Мы и закон: проступок, правонарушение, преступление» было направлено на развитие нравственного и правового сознания обучающихся с ОВЗ. В процессе занятия использовался личностно-ориентированный подход к детям, что позволило каждому ребёнку выразить свою точку зрения. Дети смело вступали в диалог, на протяжении всего занятия чувствовалась атмосфера доверия между педагогом и детьми.

Особый интерес у участников семинара-практикума вызвало логопедическое занятие с детьми с ОВЗ «Как помочь больному другу», в ходе которого решались задачи по развитию связной речи, обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Совместно с педагогом на протяжении всего занятия ребята помогали «больному» другу, используя улыбки, воздушные шары, писали письма с добрыми словами.

Подводя итоги семинара-практикума, участники отметили достаточно высокий профессионализм педагогов на инклюзивных уроках, выстроенных с учетом ФГОС ОВЗ, мобильность включения детей в поисковую деятельность, широкое использование ИКТ (видеофрагменты, презентации, музыкотерапия). Слова благодарности гостей стали настоящей наградой для гостеприимных хозяев. Участники подчеркнули важность стажировочных площадок, которые помогают познакомиться с опытом коллег, поделиться своими проблемами и получить ответы на возникшие вопросы.


Методист Карасукского филиала ОЦДК Г. М. Волкова