Федеральная целевая программа развития образования
в Новосибирской области
Архив 2017 года
2.4
ФГОС
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
Новости
От компетентности к гениальности
25.04.2017

25 апреля состоялось пленарное заседание Всероссийского семинара-совещания «Реализация концепций развития и преподавания предметных областей как ключевой ресурс повышения качества образования» в рамках мероприятия 2.4 Федеральной целевой программы развития образования.

Специалисты обсуждали работу с одаренными детьми, информатизацию образования, концепции учебных предметов. Всего в режиме онлайн в семинаре-совещании приняли участие свыше 50 регионов России.

С докладом о развитии предметных концепций и работе с одаренными детьми выступил Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, ректор НИПКиПРО. Василий Яковлевич выделил ряд понятий, связанных с продвинутыми учащимися в учебной и интеллектуальной деятельности: одаренность, талантливость, успешность, способность, гениальность, компетентность, толковость, высокоразвитость, креативность и т.д.
А одаренность учащихся он разделил на пять уровней согласно ряду критериев. К примеру, первый уровень – компетентностный – характеризуется такими критериями: учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщенными действиями по выполнению учебных заданий, без затруднений выполняет традиционные программные задания, но не проявляет инициативы для получения заданий повышенного уровня, не проявляет интереса к непрограммному содержанию предметных курсов, редко предлагает собственные подходы к решению проблем. Тогда как учащийся пятого уровня одаренности – уровня «гениальности» – легко осваивает программу вузовского уровня, а содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы, практически всегда выполняет все задания олимпиадного характера, проводит научные исследования на диссертационном уровне, участвует в работе вузовских научно-практических конференций.


Анна Викторовна Молокова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО, говорила о потенциале информатизации образовательного процесса в повышении качества образования школьников. Под информатизацией Анна Викторовна понимает применение педагогом средств ИКТ для достижения дидактических и воспитательных целей. При этом учитель должен руководствоваться нормативными требованиями и методическими рекомендациями федерального уровня, концепциями развития и преподавания предметных областей, а также учитывать возрастные особенности обучающихся и принцип преемственности в реализации образовательной программы между уровнями общего образования.

Доклад Константина Борисовича Умбрашко, доктора исторических наук, проректора по научно-методической работе НИПКиПРО, был посвящен концепциям учебных предметов и предметных областей. А Галина Михайловна Вартапетова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО, рассуждала об удовлетворении особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ как условии реализации концепций развития и преподавания предметов и предметных областей.

Затем модераторы каждой из девяти секций рассказали о работе своих площадок.

Алена Юдина
Фотоиллюстрации автора