Государственная программа «Развитие образования»
в Новосибирской области
Архив 2017 года
2.4
ФГОС
Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений.
Новости
Групповое обучение детей с ОВЗ – самый верный способ
28.09.2017

27 и 28 сентября в Новосибирской области проходит конференция «Образовательные практики реализации системно-деятельностного подхода как основа коррекционной работы детей с ОВЗ». По мнению специалистов, наличие барьеров в сознании учителей, недостаточность их психолого-педагогической компетентности, неполное программно-методическое обеспечение препятствуют активному развитию системы инклюзивного образования.

Пленарное заседание конференции состоялось в стенах Областного центра информационных технологий.

Светлана Васильевна Самуйленко, директор Областного центра диагностики и консультирования, рассказала участникам конференции о том, как развивается инклюзивное образование на территории Новосибирской области.
С 2011 года в регионе действует проект «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Принята Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы. Активно действует система психолого-медико-педагогических комиссий. Реализуется программа «Доступная среда».
С. В. Самуйленко напомнила, что, согласно законодательству, инклюзивное образование означает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В Новосибирской области более 23 тысяч учащихся с ограниченными возможностями здоровья: «Большая часть родителей отправляет детей с ОВЗ и инвалидностью в обычные школы – порядка 68%».
Среди факторов, препятствующих инклюзивному образованию, директор ОЦДК назвала наличие барьеров в сознании учителей, недостаточность их психолого-педагогической компетентности в вопросах организации обучения детей с ОВЗ, неполное программно-методическое обеспечение.


Валентина Васильевна Степанова, ведущий специалист НПЦ «Гармония», научный руководитель площадки СОШ №17, говорила о методике и механизмах работы с детьми младшего школьного возраста – в частности, с ограниченными возможностями здоровья.
Валентина Васильевна обратила особое внимание на ряд важных принципов. Так, для улучшения понимания на занятиях полезно делать ритмические упражнения: ритмическая организация позволяет создать группу, работающую вместе, слышащую и видящую друг друга.
Перед какой-либо темой нужно погрузить детей в пространство, где они могут все увидеть и потрогать, слово тогда будет связано с материальным и эмоциональным ощущением. С этой целью класс можно водить на экскурсии на ферму, в ботанические сады, возить на природу.
Говоря об инклюзивном образовании, В. В. Степанова отметила, что групповое обучение детей с ОВЗ вместе со здоровыми детьми – самый верный способ. «Я не представляю, чтобы учитель на уроке дифференцировал здоровых детей и детей с разными заболеваниями», – подчеркнула специалист.


С докладом «ЭЭГ корреляты развития произвольного контроля у младших школьников» выступил кандидат биологических наук, доктор философских наук, научный сотрудник Института физиологии СО РАН Александр Николаевич Савостьянов. Он рассказал и прокомментировал часть своего научного исследования, посвященного изучению мозговых процессов, лежащих в основе произвольного контроля у младших школьников, и анализу их возрастной динамики.

Опытом работы по адаптации детей с ОВЗ в рамках системно-деятельностного подхода поделились учителя начальных классов СОШ №17 Вера Павловна Рымшина и Татьяна Ивановна Шипилова.
Педагоги отметили, что в их классах есть разные дети, но со стороны сложно определить, у кого ограниченные возможности – все отлично работают вместе. Общение происходит за счет совместной деятельности, которую организовывают учителя. Пространство в классе организовано по-особенному: парты стоят в стороне, а дети чаще всего работают на ковре посреди кабинета.
Обязательно нужно запастить разными материалами, из которых можно мастерить и моделировать. «Детям с ОВЗ нужно дать возможность реализовать себя, справляться с трудностями самостоятельно, – подчеркнула В. П. Рымшина. – Групповой метод позволяет им «прорасти» в группе».


Сегодня Вера Павловна, Татьяна Ивановна и ряд других педагогов школы продемонстрируют свой опыт уже на практике в ходе мастер-классов. Видеозаписи занятий будут размещены на нашем портале.

Отметим, что конференция проходила в рамках реализации мероприятия 2.4 ФЦПРО по направлению «Создание условий реализации и апробации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ».


Групповые способы организации обучения детей с ОВЗ

Развитие инклюзивного образования в Новосибирской области

Опыт работы по адаптации детей с ОВЗ. В. П. Рымшина

Опыт работы по адаптации детей с ОВЗ. Т. И. Шипилова

ЭЭГ корреляты развития произвольного контроля у младших школьников


Алена Юдина
Фотоиллюстрации автора

Запись пленарного заседания конференции